Юлия УГРЮМОВА. Спецпереселенцы Ленского района в 1930-1940 годах в воспоминаниях очевидцев
<<назад | ОГЛАВЛЕНИЕ | вперед>> |
Заключение.
Заселение в 30-40-х годах малообжитых территорий Ленского района сыграло большую роль в развитии экономики этого края. Если прежде заготовка древесины в лесах района проводилась в основном силами крестьян и только в зимний период, то с 30-х годов началась круглогодовая заготовка.
100 В.В.Политов. Яренск. Л.: Наука, 1978, с. 85. |
На основании постановления СНК РСФСР от 24 июня 1929 года была проведена реорганизация управления лесной промышленностью и лесным хозяйством.
101 В.В.Политов. Яренск. Л.: Наука, 1978, с. 89. |
Первыми лесопунктами первого леспромхоза стали именно поселки спецпереселенцев. Можно сказать, что с них началось развитие всей лесной промышленности в Ленском районе. В середине тридцатых годов были образованы Речкинская, Малокижмальская и Вандышская тракторные базы, Сендугская подвесная дорога. Кадры рабочих, и особенно механизаторов в них формировались первоначально из числа местных жителей, но очень скоро трактористами, машинистами мотовозов становились и спецпереселенцы.
Немало нового внесли спецпереселенцы в экономику района и в других сферах жизни. Так, например, в поселке Ледня, получив с родины семена, стали строить парники и первыми в районе выращивать в северных условиях помидоры, огурцы и другие овощи, по своей технологии выращивали капусту. В Ледне было организовано шорное производство, здесь гнали деготь, была столярная мастерская. Мастерству жителей этого поселка, новым ремеслам учились и местные жители.
Однако все это создавалось благодаря усилиям сотен и сотен людей, насильно вывезенных в необжитые места и вынужденных их обживать. Многим это стоило жизни. Административно-командные методы решения проблем страны путем насильственной высылки сотен и сотен семей привели к тяжким последствиям.
Заселение малообжитых территорий Ленского района в начале 30-х годов осуществлялось быстрыми темпами, в короткие сроки сюда было завезено более десяти тысяч человек. Район оказался не готов к расселению такой массы народа; как результат, семьи переселенцев встретили первую зиму без самого необходимого. Не хватало продуктов питания, теплой одежды и обуви, жилья. В воспоминаниях очевидцев предстают ужасные картины голода, распространения эпидемических болезней, резко возросшей смертности, особенно среди стариков, детей и женщин. Часто голод и безысходность толкали на побег из лесных поселков. Далеко не все они заканчивались удачно: непривычные к условиям Севера, не умея ориентироваться в тайге, многие находили в ней свою смерть.
Со временем поселки отстраивались. Многие очевидцы отмечают, что уже к середине тридцатых годов жизнь в поселках налаживается, развивается сельское хозяйство, распахиваются новые площади, появляется новое производство: столярное, шорное и другие. Появлялись в поселках начальные школы, бани, столовые и даже клубы, но еще долго испытывали жители и голод, и холод. Привыкали к этим условиям одни, постепенно втягивались в тяжелый труд в лесу, а потом в поселки прибывали новые поселенцы, им эти испытания приходилось испытывать на себе.
Приток такого количества народу с разных областей и республик, разных национальностей, сказался и на демографическом развитии глухого района Севера. Спецпереселенцы, а потом и их дети завязывали семейные отношения с местными жителями, поэтому сейчас так часто почти во всех населенных пунктах района звучат, кроме привычных русских, и немецкие, и белорусские, и украинские фамилии.
Оказали влияние спецпереселенцы и на культурную жизнь района. В Пантые Мария Игнатьевна Прилуцкая организовала струнный оркестр на пятнадцать человек, в основном состоял он из спецпереселенцев, живших в Яренске. Оркестр выступал в Яренске в дни праздников. Спецпереселенцы поселка Пантый в своем клубе часто выступали с концертами и небольшими театральными постановками.
Но есть в этом и иная сторона: поступление в небольшой по численности населения район такого количества спецпереселенцев из разных областей страны послужило размыванию традиционной северной культуры (песенного творчества, ремесел, обычаев, народных праздников и т.д.).
<<назад | ОГЛАВЛЕНИЕ | вперед>> |