Развитие начальной школы на Европейском Севере
в последней трети XIX в.

С. В. Вайровская

[материалы IV конференции
«Материальная и духовная культура населения
Европейского Севера России в XIX -- XX вв.»

Яренск, 18-19.09.2003]

 

В состав Европейского Севера России входило три губернии -- Архангельская, Вологодская и Олонецкая. В последних двух забота о народном образовании была возложена на земские учреждения, введенные по Положению от 1 января 1864 г., в Олонецкой губернии в 1867 г., в Вологодской -- в 1869. В Архангельской губернии этим занимались правительственные органы.

В начале своей деятельности в земских кругах существовало мнение, что сельская школа не чисто земское дело и максимум того, что нужно было делать для школ, -- это оказывать им посильную материальную помощь. Со временем отношение земств к начальному образованию стало меняться. В 70-х гг. у них возрос интерес к школьному делу. Весь период развития начальной школы можно разделить на три этапа. Первый относится к 1864-1884 гг., когда основное внимание земств и правительства относится к земским, министерским и общественным школам. Следующий охватывает 1885 г. -- конец XIX в., когда земства и правительство заботились о развитии церковно-приходской школы. В количественном отношении данный тип школы обогнал земские, в иных уездах земские училища были переданы в ведение епархиального ведомства. Третий этап в развитии начального образования относится к концу XIX в. -- началу XX в. (по 1917 г.) -- это введение всеобщего начального обучения. Мы рассмотрим первые два этапа.

Вначале лишь отдельные земства открывали школы, при условии, что сельские общества брали на себя часть расходов по их содержанию. Со временем все чаще возникали чисто земские школы. Росло их количество. В 60-е гг. преобладающим типом школы была церковно-приходская. В Олонецкой губернии до введения земских учреждений приходские школы составляли подавляющее большинство: в 1868 г. из 223 начальных школ Олонецкой губернии 176 школ являлись церковными, остальные принадлежали в основном Министерству государственных имуществ или горному ведомству. В школах обучалось 1874 крестьянских мальчика и 408 девочек. В Вологодской губернии числилось 550 начальных училищ с 7588 учащимися, преобладали церковно-приходские школы (469 с 4612 учащимися). В Архангельской губернии в 1861 г. было 137 учебных заведений с 6385 учащимися.

Активная деятельность земств по народному образованию привела к тому, что к 80-м гг. земская школа вытеснила по существу церковно-приходскую. Этому обстоятельству способствовало и развитие школ Министерства народного просвещения, т. е. министерских училищ, которые стали создаваться с 1869 г., хотя их было не так много (11,5% в 1881 г.).

Земские учреждения заботились не только о количественном росте школ, но и их качественном содержании. Они готовили учителей, строили школьные здания, создавали школьные библиотеки и библиотеки-читальни. В первую очередь они занялись подготовкой учителей на учительских курсах, в учительских семинариях и т. д. 1 июля 1872 г. в Вологодской губернии открылась Тотемская учительская семинария.

Уделяли внимание земства и церковным школам. До их появления данные школы часто числились только на бумаге, земства же взяли их под свой контроль (давали субсидии лишь тем школам, которые отчитывались перед земством), в результате количество церковных школ значительно уменьшилось.

Все сельские школы Архангельской губернии находились в ведении Палаты государственных имуществ, на их содержание взымался школьный сбор. В 1876 г. сельские школы поступили в ведение Дирекции народных училищ Министерства народного просвещения, в 1877 г. в ее ведении состояло 79 народных училищ, в которых обучалось 4197 детей. Сельское население в тот период составляло около 250 тыс. душ и детей школьного возраста было 37490 душ, по отношению к наличному населению одна школа приходилась на 3160 жителей и на 475 детей школьного возраста. В 1880 г. в Архангельской губернии был зарегистрирован 3901 ученик на 32081 детей школьного возраста, «а прочие, -- прибавлял губернатор, -- по отдаленности своего жительства от школы остаются безграмотными». В середине 70-х гг. на смену священникам и церковным причетникам, обучавшим детей, появились подготовленные преподаватели, в частности сельские учительницы.

В 1884 г. были изданы «Правила о церковно-приходских школах», которые утвердили именно этот тип школы для крестьянства. Они должны были заботиться о религиозно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Земские учреждения Олонецкой и Вологодской губерний поддержали в этом вопросе правительство: они занялись открытием церковно-приходских школ, передали многие земские школы в ведение Синода. В 1884 г. в Архангельской губернии было 43 церковных школы, в Олонецкой -- 39. С середины 80-х гг. в этих губерниях происходил неуклонный рост церковно-приходских школ. Так, в 1890 г. в Олонецкой губернии было 85 церковно-приходских школ, в 1895 г. -- 116. В Вологодской губернии наблюдалось громадное преобладание церковных школ над земскими. В 1898-1899 учебном году здесь функционировало 1154 сельских школы, из которых школ ведомства М. Н. П. было 259, а 855 принадлежало к числу церковных, из последних немного более половины было организованных, остальные принадлежали к неорганизованным. Принимая в расчет одни организованные школы (712), находим, что земские школы составляют среди них 33,6%, церковно-приходские -- 63,6%. Среднее число учеников, приходящееся на школу М. Н. П., достигало по губернии 69,6, на одну церковную организованную школу -- 39,9. Исследователи отмечали, что население особенно стремилось к светским школам и переполняло их там, где общее число этих школ недостаточно. Принимая во внимание число учащихся во всех сельских школах, оказывается, что в Вологодской губернии один учащийся приходится на 28,6 жителей, таким образом, показатель образования в губернии определялся ничтожной цифрой в 3,4%.

В Архангельской губернии в 1886 г. имелось 3 городских, 5 двухклассных и 15 одноклассных приходских, 5 двухклассных и 71 одноклассное сельское, 7 частных школ и 1 немецкое евангелическое училище, в которых обучалось 5401 мальчик и 1670 девочек, всего 7071 чел. 1 декабря 1897 г. отменено взымание с бывших государственных крестьян частного сбора на содержание сельских училищ в губернии, взамен которого назначено из земских сборов ежегодное пособие казне в размере 5200 руб. В смету земских повинностей на 1896-1898 гг. включен расход в 5500 руб. на выдачу пособия церковно-приходским школам. В Архангельской губернии к 1 января 1896 г. в 126 церковно-приходских школах, в 111 школах грамоты и 6 миссионерских школах обучалось 4929 мальчиков и 1798 девочек. В ведении М. Н. П. состояло 79 министерских и общественных школ, в которых к 1896 г. было 5005 учеников. В губернии числилось 3008 селений с населением 323340 душ, в том числе детей школьного возраста 48500, одна школа приходилась на 38 селений, на 4100 чел. населения и на 614 детей школьного возраста, причем из общего числа детей 11 с небольшим процента обучалось в этих школах. Устройство церковно-приходских школ оказало немаловажную услугу в распространении грамотности среди населения, так как число учащихся во всех школах поднялось до 24%. Однако 76% числа детей были обречены на безграмотность.

В Вологодской губернии школ в 1897-98 г. было министерских 18 с числом учащихся 2030 чел., земских -- 217 (14331 чел.), школ церковно-приходских -- 462 (18463 чел.), школ грамоты -- 367 (8212). На каждую министерскую школу в среднем приходилось 113 учеников, земскую -- 66, церковно-приходскую -- 40 и школу грамоты -- 22. Детей школьного возраста в губернии -- 126036, а число обучающихся в школах всех родов -- 43038, т.е. 36%. К 1 января 1897 г. по количеству учеников в школах М. Н. П. Вологодская губерния находилась на 46 месте -- 18706 учащихся, Архангельская на 69 месте -- 5489 учащихся. На 1 января 1898 г. в Вологодской губернии в училищах М. Н. П. обучалось 43% учащихся, Архангельской -- 45%. В 1898 г. из 1000 детей школьного возраста училось в Вологодской губернии -- 400, в Архангельской -- 460, в Олонецкой -- 580. В Олонецкой губернии на 1895 г. имелось 45 министерских училищ с 3664 учащимися, 135 земских школ с 8451 учащимися, 116 церковными школами с 3406 учащимися.

Число училищ в отношении к населению на 1 января 1898 года:

ГубернииЧисло общего населенияОбщее число училищ1 училище на число жителей
Архангельская349589382910
Вологодская136558711451193
Олонецкая366715572641
По европейской России94215415667921411
По всей империи126368827769141643

Из трех северных губерний в самом худшем положении по количеству жителей на 1 школу находилась Вологодская губерния, однако, если сравнить с цифрами по европейской России и по всей империи, то оказывается, что количество школ в губернии было более достаточным, чем казалось.

Таким образом, начальное образование на Европейском Севере как система сформировалось во второй половине XIX в. В этот период значительно увеличилось число начальных училищ разных типов и учащихся в них, сформировалась необходимость снабжать школы библиотеками, ночлежными приютами, удобными зданиями и подготовленными учителями. Светская школа выигрывала по сравнению с церковной: она пользовалась большим успехом среди населения.





К содержанию сборника



На главную страницу сайта
Hosted by uCoz