Виды призрения детей в начале XX века
на территории Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии
П. П. Котов, Л. В. Хотемова
[материалы IV конференции
«Материальная и духовная культура населения
Европейского Севера России в XIX--XX вв.»
Яренск, 18--19.09.2003]
Формирование системы детского призрения на территории Вологодской губернии происходило по общероссийским канонам. Обязательной защите со стороны государства подлежали сироты, внебрачные дети, «законные» дети грудного возраста (до 19 месяцев), матери которых вследствие бытовых и материальных условий не могли создать «должный уход за младенцами», подкидыши, доставленные полицией. В начале XX века категории призреваемых детей значительно увеличились, благодаря общественной инициативе и самодеятельности на местном уровне. Стали призреваться дети дошкольного возраста, чьи родители не имели возможности или не желали «дать им правильного физического и нравственного развития», малообеспеченные учащиеся учебных заведений, а также дети, подвергавшиеся жестокому обращению со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
К началу XX века сформировались три ветви социального призрения: стационарное (воспитательные дома, приюты), полустационарное (дневные приюты, ночлежные дома, заведения для дешевого или бесплатного питания детей) и «открытое» призрение (оказание срочной социальной помощи в виде денежных и вещевых пособий). В той или иной степени эти направления были представлены на уровне губерний и уездов страны.
В рамках стационарного призрения оказывалась социальная поддержка, в основном, детям-сиротам, незаконнорожденным, подкидышам и детям малоимущих родителей. Эта работа традиционно возлагалась на воспитательные дома и приюты. Ведущая роль в XIX -- начале XX вв. по организации и внедрению приютской системы призрения принадлежала Ведомству учреждений императрицы Марии (далее в тексте -- ВуиМ). Создание приютов данного ведомства в отдельных регионах России стало возможным после утверждения в 1839 г. Общего Положения о детских приютах. С целью управления данными заведениями на местах формировались губернские, а впоследствии и уездные попечительства детских приютов ВуиМ. Основная задача, возлагаемая на губернское попечительство, заключалась в общем руководстве детскими приютами. В 1913 году в состав Вологодского губернского попечительства входило пять уездных попечительств: Сольвычегодское, Тотемское, Усть-Сысольское, Никольское и Велико-Устюгское. Усть-Сысольское уездное попечительство начало свою деятельность в апреле 1910 года. Несмотря на определенную ведомственную подчиненность и контроль со стороны губернского попечительства, уездные попечительства были достаточно самостоятельными институтами и имели свою финансово-экономическую базу. Основным источником дохода служило пособие от уездной земской управы.
Стационарное призрение было необходимой мерой в основном для детей, лишенных родительского «попечения» или не имеющих его в полной мере. Однако местные органы самоуправления стремились совершенствовать формы и методы социальной поддержки и больше использовать полустационарные и «открытые» способы, когда ребенок, оставаясь в семье, получал необходимую помощь в виде дополнительных пособий или в течение дня содержался в приюте. Появляются сезонные дошкольные ясли-приюты и «общества вспомоществования для детей школьного возраста».
Побудительным мотивом открытия яслей-приютов явилась высокая детская смертность. На селе она возрастала во время летней страды из-за безнадзорности детей, так как матери были заняты весь день на полевых работах. Наибольшее распространение они получили в начале XX в., когда их «несомненная полезность» стала очевидной. В Вологодской губернии непосредственная организация сети заведений данного типа была возложена на губернское земство, тогда как нормативные, методические и прочие материалы готовило губернское попечительство детских приютов ВуиМ. Финансирование яслей-приютов осуществлялось за счет средств от процентов со страхового капитала губернской земской управы. Это составляло половину всех расходов на каждые ясли-приюты, вторую половину выделяли уездные земства. Особенности работы яслей были связаны, в первую очередь, со спецификой сельской местности, а также величиной поддержки «новому делу со стороны медицинского персонала или со стороны местных влиятельных лиц». В период с 1903 по 1906 гг. в Вологодской губернии ясли действовали в пяти уездах, в том числе и в Усть-Сысольском. Причем, по количеству яслей Усть-Сысольский уезд был на первом месте. Они действовали в 12 селениях уезда.
В связи с активизацией деятельности земств Вологодской губернии в области народного образования получило широкое распространение еще одно нововведение в сфере социальной защиты. Оно охватывало детей старшего возраста и выражалось в оказании помощи в виде материальных дотаций. Это позволило расширить сеть образовательных учреждений, в которых стало обучаться большее количество детей малоимущих слоев. В отдельном учебном заведении, или в отдельном городе стали создаваться Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. В Усть-Сысольском уезде первое Общество вспомоществования было открыто в 1902 году на базе Усть-Сысольской женской прогимназии. Основные источники поступления средств на счет Обществ вспомоществования были традиционными для всех институтов общественного призрения: ежегодные пособия от земств, пособия от городской управы, сборы по подписным листам, сборы с увеселительных мероприятий, а также ежегодные и единовременные членские взносы.
В функциональные обязанности Общества входили: участие в выдаче учащимся одежды, обуви и учебных пособий, обеспечение медицинской помощи, взнос платы за обучение, организация бесплатного проживания, устройство столовых, предоставление горячих завтраков. Лишь в исключительных случаях они могли выделить денежные пособия остро нуждающимся. При назначении пособия или оказания определенного вида помощи принималась во внимание не только их бедность, но и хорошее поведение и прилежание.
Мероприятия по улучшению социально-бытовых условий учащихся способствовали увеличению их числа. Это, в свою очередь, вело к заметному сокращению уличного нищенства детей и являлось одной из мер по профилактике бедности.
Таким образом, губернские и уездные земства, наделенные значительными полномочиями в решении широкого круга местных проблем, первоочередное внимание обращали на призрение и воспитание детей. Круг призреваемых детей в начале XX века не ограничивался только теми, кто был лишен родительского попечения. В сферу внимания и уездных, и губернских земств попадали дети малоимущих родителей, а также дети тех родителей, кто в силу бытовых или других причин «не заботился должным образом об их физическом и нравственном развитии». Эта деятельность осуществлялась в трех направлениях силами стационарных, полустационарных и «открытых» учреждений. Полнота и эффективность детского призрения зависели от финансовых возможностей и инициативы земств, их умения организовать и вовлечь добровольных деятелей и частных благотворителей.