Работа Яренского краеведческого музея в современных условиях
Л. Н. Горбенко
[материалы IV конференции
«Материальная и духовная культура населения
Европейского Севера России в XIX -- XX вв.»
Яренск, 18-19.09.2003]
Есть в развитии музея несколько стадий. Две первых из них констатируют его существование и известность. Третья -- это его посещаемость. На посещаемость оказывает влияние целый ряд объективных и субъективных факторов: специфика данной местности, направленность и новизна музея, раритетность музейных предметов. В отдельный блок проблем посещаемости можно отнести наличие у населения информированности, познавательного интереса к истории малой родины и к музею как одному из носителей данной истории.
Исходя из этого, были намечены этапы формирования познавательного интереса:
Изучая современную научную литературу о состоянии исторического прогресса и его отражения музеями страны, невольно напрашивается вывод - в настоящее время серьезно меняется роль музея в обществе. Из мощного источника идеологической пропаганды он становится просветителем, воспитателем исторического сознания. Теперь он может и должен заявить о своей роли, показав объективность истории через специфику ее развития в данном регионе -- селе, районе. Но для начала нужно предусмотреть сознание целостной системы работы с населением с учетом его возрастной, социальной и даже географической градации. Данные градации предусматривают ряд уровней, а порой и подуровней. Например, сельские жители, горожане и бывшие сельские жители, простые труженики села и интеллигенция... Но за основу работы выберем возрастную градацию. Для старшего поколения музей -- это площадка общения, где можно вернуться в прошлое, оценить его с позиций дня сегодняшнего, попытаться дать оценку своей деятельности. То есть, старшее поколение воспринимает историю через функции сопричастности, через особенную, собственную, оценку, как творец этой истории. Здесь не нужно искать новые формы работы, необычные приемы, а взять за основу доброе слово в их адрес и внимание. Это встречи, приуроченные к профессиональным праздникам, торжествам и юбилеям. Например, встреча фронтовиков «Нам дороги эти позабыть нельзя» и т.д.
Ко второй возрастной группе относится работоспособное население, которое также нужно вовлечь в познание истории, в познание материальной культуры через практическую деятельность. Это могут быть различные тематические вечера, встречи по интересам или образованный клуб «Друзья музея».
Наиболее сложной проблемой будет работа с третьей возрастной группой -- детьми и подростками. Для начала нужно найти ответы на поставленные вопросы:
Для решения этих вопросов разрабатывается комплексная программа, которая должна состоять из нескольких блоков, самостоятельных внутри, но тесно взаимосвязанных между собой.
Первый блок предусматривает задачи формирования интереса к истории, материальной культуре у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа реализуется через экскурсии, беседы с элементами театрализации, присутствуют игровые моменты. Например, встреча с детьми в интерьере крестьянской избы, где происходит знакомство с избой, как предметом фольклорного наследия в загадках, пословицах, поговорках, сказках или поэзии и т.д. «Бабушкин сундук» поведает о мастерстве женских рук, создавших красоту на льняных полотенцах и скатертях. Второй блок предусматривает работу с детьми 8--11 лет. Это изучение истории села и района вообще, его исторических событий, памятников, людей -- носителей исторического и культурного наследия. Параллельно идет наработка программ по народной словесности через систему мероприятий: фольклорных встреч, праздников (Масленица, колядки и т. д.)
Третий блок предусматривает создание самостоятельного учебного интегрированного курса для детей и подростков 12--15 лет. В зависимости от детей, их подготовленности, курс может быть разбит на два самостоятельных подкурса. Первый - история развития данной территории в хронологическом порядке. Второй -- история развития народной материальной культуры, связанной с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью.
Четвертым блоком программы является индивидуальная работа с подростком через кружковую или клубную деятельность, через экспедиционные группы и отряды. Например, сбор материалов по конкретному событию, человеку и т.д.
В пятом блоке предусмотрены учебные занятия по предметам школьного образования на базе музея. Коллекция предметов метрических мер длины, объема, веса могут служить математикам, другие музейные коллекции могут стать источниками знаний по географии, биологии и т.д. Посещение музея в этом блоке рассматривается как продолжение учебного процесса, а не как элемент развлечения.
Для реализации данной программы нужно, в первую очередь, решить проблему музейного всеобуча как детей, так и педагогов, чтобы, попав в музей, им можно было сориентироваться в принципах построения экспозиции, ее языке и образе, иметь представление по атрибутированию музейного предмета и определению его свойств.
Также музей скоро подойдет к реализации еще одной образовательной функции -- развитию практических умений и навыков по традиционным крестьянским ремеслам. Это работа с берестой, лыком, металлом, ткачество, прядение, вышивка, художественная роспись и другое. Данная программа будет рассчитана как на детей, так и на взрослых.
Становясь более самостоятельными, музеи все больше внимания обращают на туризм. Отрабатывая пути сотрудничества музея с детскими внешкольными организациями, идет наработка программы по созданию туристских маршрутов внутри Ленского района. Здание музея, Спасо-Преображенский собор, может стать отправной точкой маршрута по реке Вычегде.
Ленский район располагает практически не тронутым более поздними веяниями пластом культурного наследия, включающим в себя сохранившийся до настоящего времени традиционный уклад жизни северян, богатейший фольклор и песенную культуру. Удивительно разнообразна здесь и природа. То есть, существует возможность открытия «приключенческого» вида туризма (охотничьего, рыболовного). Большие перспективы может иметь и событийный туризм.
В Архангельской области за последние 4--5 лет интенсивно идет возрождение исстари существовавших ярмарок в XVII - XIX вв. На территории Ленского района в XVII - начале XX вв. ежегодно проходила Ивановская (Купальницкая) ярмарка. В этом году эта традиция будет возобновлена. Ярмарка соберет мастеров народных промыслов.
В заключение хочется отметить, что сотрудникам нашего музея предстоит проделать еще большую работу по реализации одной из основных функций музея -- образовательно-воспитательной. Необходимо прививать посетителям навыки исторического мышления, обогащать их духовную жизнь, организовывать досуг, развивать новые формы и методы работы с населением.