Церковная интеллигенция Коми края XIX -- начала XX вв.:
к постановке вопроса

С. В. Бандура, М. А. Мацук

[материалы IV конференции
«Материальная и духовная культура населения
Европейского Севера России в XIX -- XX вв.»

Яренск, 18-19.09.2003]

 

В последнее десятилетие в отечественной исторической науке происходит процесс формирования новых подходов в исследовании истории российской интеллигенции. В современных концепциях истории интеллигенции отдается предпочтение более широкому взгляду на социальный состав интеллигенции. В ряде работ современных ученых по истории российской интеллигенции отмечается, что «утвердившийся с середины 60-х гг. XIX в. взгляд на интеллигенцию как на исключительно оппозиционную силу и на противостояние власти как на один из основополагающих признаков интеллигента является необоснованным. Представители интеллигенции всегда отличались критической направленностью мыслей, однако критика могла быть конструктивной, способствующей самореформированию власти, и деструктивной, призывающей к слому властных структур. Поэтому интеллигенция могла включаться в элитные структуры власти с надеждами на осуществление реформ, а могла и сливаться с радикальными антиправительственными силами» [1].

Теперь в рамках «интеллигенции» как социального слоя рассматриваются группы, ставшие основой для ее формирования. К одной из таких групп исследователи по праву относят священноцерковнослужителей. В конце 90-х гг. XX века в научной литературе в рамках интеллигентоведения появилось понятие «церковная интеллигенция» [2]. В современной концепции и периодизации истории российской интеллигенции выделен период «внутрисословной интеллигенции», хронологически охватывающий XVIII -- 40-е годы XIX века. На этот период приходится формирование дворянской и духовной интеллигенции в силу их «относительной свободы в рамках сословного общества» [3].

В 90-е годы XX века появились первые исследования по истории духовенства Коми края (М. А. Мацук, М. В. Хайдуров и др.).

Термин «интеллигенция» от лат. Intelligentia -- означает «высшую степень сознания, самосознание». Одним из критериев социального понятия «интеллигенция» является определение ее как «высшего образованного слоя общества» [4].

На наш взгляд, изучение процесса формирования церковной интеллигенции Коми края может стать одним из направлений исследований истории и культуры региона.

Со времени принятия христианства населением Руси и Коми края (соответственно X и XIV-XV века) духовенство выполняло чисто интеллигентские функции учителя и духовного наставника. В понимании же большинства исследователей церковная интеллигенция -- это такая группа духовенства, представители которой занимались учительской деятельностью постоянно и профессионально в специально созданных учебных заведениях. Мы в данном докладе также будем рассматривать их в указанном направлении.

В указанных рамках представляется важным рассмотреть образовательный уровень церковной интеллигенции Коми края, а также степень участия церковной интеллигенции в организации и осуществлении образовательной и просветительной деятельности на территории края, социальные инициативы церковной интеллигенции.

В данной статье предпримем первые шаги в вопросе исследования духовенства как группы интеллигенции Коми края XIX -- начала XX вв.

В первой половине XIX века начинает складываться система народного образования. Первыми ростками народного образования были церковно-приходские школы и появившиеся чуть позже, в 1843 г., сельские училища. Информация о системе народного образования первой половины XIX века скудна. Некоторое представление о ней дают сведения о развитии народного образования в «доземский» период, представленные в докладе Устьсысольской земской управы Земскому собранию 1870 года: в Усть-Сысольском уезде было 32 церковно-приходских и 10 сельских школ. Наставниками в церковно-приходских школах служили исключительно священноцерковнослужители, в сельских училищах -- преобладающее число учителей были из членов причта. Из десяти наставников, одного помощника и двух помощниц -- 8 наставнических должностей занимали местные приходские священники; 1 -- лицо, получившее образование в семинарии (духовной), 1 -- получившее образование в духовном училище, и один помощник, окончивший курс в Устьсысольском уездном училище. Помощниками были жены священников [5]. Вплоть до земских реформ преподавательская деятельность священноцерковнослужителей осуществлялась на безвозмездной основе и фактически зависела от способностей и инициативы конкретного духовного лица.

С реформами 1860-х гг. открываются первые земские училища (в 1872 году в Усть-Сысольском уезде было открыто 8 таких училищ). В земских училищах все должности законоучителей занимали местные священники. С этого времени законоучитель получал жалованье в размере 60 рублей.

Новый период в деле народного просвещения начинается с 1885 года. Обновляется система церковно-приходских школ, которые теперь входят под покровительство специально созданных епархиальных училищных советов. К концу 1880-х гг. в Усть-Сысольском уезде действовало 25 церковно-приходских школ [6]. (Хотя в начале 1880-х из-за отсутствия финансирования они практически перестали существовать). «Элементарными» школами, таким образом, была охвачена практически вся территория уезда (за исключением Аныбского общества). Священноцерковнослужители состояли как законоучителями, так и в большинстве школ преподавателями предметов. В 1888 году Совет назначил дифференцированное жалованье преподавателям церковно-приходских школ от 25 до 70 рублей, за счет чего поощрялись более способные и старательные учителя [7]. В 1902 году в Усть-Сысольском уезде насчитывалось уже 70 церковно-приходских школ [8]. В начале XX века сильно изменился состав учителей общеобразовательных предметов в пользу светских лиц, которых насчитывалось 76, священников 3, дьяконов 1, псаломщиков 4. Показательны для данного периода и такие цифры: из светских лиц преподавателей -- 54 женщины и 22 мужчины [9]. В целом, к концу XIX -- началу XX века церковно-приходская школа, наряду с земскими школами, выполняла роль «школы народной, с правами и определенным кругом предметов преподавания» [10].

Из приведенных выше сведений о развитии системы народного образования в XIX -- начале XX в. на примере одного уезда Коми края видно, что доля участия церковной интеллигенции в деле первоначального образования и просвещения народа была значительной. На протяжении нескольких десятилетий, вплоть до начала осуществления земских реформ на территории края в 1870-е гг., преподавательская деятельность священноцерковнослужителей держалась на их личной инициативе. Кроме того, в начале XX века, когда сформировался достаточно большой слой профессиональной учительской интеллигенции, священноцерковнослужители по-прежнему продолжали совмещать пасторские обязанности с преподаванием, как на должностях законоучителей, так и учителей общеобразовательных предметов.

Следующий аспект, важный, на наш взгляд, при рассмотрении вопроса формирования церковной интеллигенции, касается образовательного уровня самих священноцерковнослужителей.

По данным исследователя истории духовенства Коми края М. В. Хайдурова образовательный уровень священноцерковнослужителей Яренского уезда в начале XIX века был следующим: 16,19% клириков имели специальное семинарское образование, из которых наибольший процент лиц был среди священнослужителей (31,46%) [11]. Но, как правило, даже не имея специального образования, священноцерковнослужители значительно выделялись по уровню образования среди населения.

С начала XIX века начинает оформляться трехступенчатая система церковного образования России. В каждой епархии были открыты несколько уездных духовных училищ и одна семинария. Территория Яренского и Устьсысольского уездов с 1849 года, после открытия Яренского духовного уездного училища, вошла в состав Яренско-Устьсысольского учебного округа. Низшей ступенью церковного образования были церковно-приходские школы. В первой половине XIX века начальное обучение детей священноцерковнослужителей зачастую осуществлялось в семьях. Источником для анализа числа обучающихся детей священноцерковнослужителей могут служить журналы с рапортами благочинных священников с 1802 по 1881 г. [12].

Из рапортов благочинного Усть-Сысольского округа священника Георгиевской Визингской церкви Георгия Елисеевича Попова, в подчинении которого состояло 13 приходов, видно, что, начиная с 1826 года, в семьях священноцерковнослужителей этого округа все дети с семилетнего возраста (кроме убогих) обучались грамоте [13].

Интерес представляют сведения о личности самого благочинного. Священник Георгий Елисеевич Попов, хотя не обучался в семинарии, успешно прошел испытания по причетным предметам и в 1793 году был определен в стихари Чукаибской Николаевской церкви. В 1798 году он был переведен в пономари Нювчимской Дмитриевской церкви, в 1801 году -- в дьячки той же церкви, а в 1805 году посвящен в дьяконы. В 1809 году Георгий Попов стал священником Георгиевской Визингской церкви. К стремительному продвижению по службе в 1818 году добавилась государственная награда -- бронзовый крест на Владимирской ленте за помощь в сборе пожертвований в войну 1812 года. Очевидно, священник Георгий Попов был достаточно передовых взглядов. Из ведомости Георгиевской Визингской церкви за 1830 год видно, что все его сыновья, достигшие 7-летнего возраста, обучались на средства отца: старший сын, 18-ти лет -- в «древнем отделении» Вологодской духовной семинарии; второй, 16-ти лет -- высшем отделении Вологодского духовного училища; третий, 10-ти лет, учился петь и писать по нотам; четвертый, 7-ми лет, осваивал чтение с отцом. Кроме того, указывается, что дочь его 14-ти лет умеет читать [14]. Подобная информация, касающаяся обучения дочерей священноцерковнослужителей грамоте, является редким исключением в рапортах первой половины XIX века. Обязательное обучение дочерей священноцерковнослужителей грамоте будет введено только в 60-е годы XIX века. Женское образование в Коми крае и роль женщин, в том числе и духовного происхождения -- тема малоизученная и заслуживает отдельного исследования.

Подводя итоги, можно отметить следующее: духовенство являлось одним из наиболее грамотных категорий населения Коми края, что было обусловлено спецификой его деятельности, невозможной без определенного уровня образования. Священноцерковнослужителям принадлежит пальма первенства в деле осуществления народного просвещения и первоначального образования. «Духовная» область, направленная на распространение культуры, в первую очередь, конечно, христианской, являлась для священноцерковнослужителей сферой профессионального творчества. Стремление духовенства служить народу через культурно-просветительскую миссию, что являлось вообще приоритетом деятельности российской интеллигенции, позволяет выделить духовенство в одну из групп социального слоя интеллигенции, а именно церковную интеллигенцию.




1. А. В. Квакин. Современные изменения парадигмы истории российской интеллигенции // Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. М.: Наука, 1999. С. 587.

2. О. Р. Князева. Российская церковная интеллигенция XIX -- начала XX вв.: к постановке проблемы // Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы. Тезисы докладов X-й международной научно-теоретической конференции 22-24 сент. 1999  Иваново, ИвГУ, 1999. С. 366-367; А. А. Соловьев. Религиозно-нравственные искания интеллигенции и православного духовенства в России в начале XX в. // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной научно-теоретической конференции 23-25 сент. 1998. Иваново, ИвГУ, 1998. С. 192-194.

3. О. К. Ермишкина. К проблеме периодизации истории отечественной интеллигенции // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной научно-теоретической конференции 23-25 сент. 1998. Иваново, ИвГУ. С. 119.

4. Ю. С. Степанов. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. -- М.: Академический Проект, 2001. С. 668, 676.

5. История земской школы и первоначального народного образования в Устьсысольском уезде. Сост. В. Ф. Попов. Устьсысольск, 1911. С. 14, 20, 21.

6. Там же. С. 103.

7. Там же. С. 105.

8. Там же. С. 109.

9. Там же. С. 113.

10. Там же. С. 101.

11. М. В. Хайдуров. Духовное сословие Яренского уезда в начале XIX века: численность и структура // Занятия, промышленность, духовная и материальная культура населения Вычегодского края. Тезисы докладов научной конференции. Сыктывкар, 2000. С. 264.

12. НАРК. Ф. 230. Оп. 1. Д. 12.

13. Там же.

14. Там же.





К содержанию сборника



На главную страницу сайта
Hosted by uCoz