В.А.Лукошников

Вычегда-река

Владимир Александрович ЛУКОШНИКОВ
научный сотрудник
Яренского краеведческого музея

 

Вычегда, фото 1909 года.  

Краткий исторический очерк о реке Вычегде, протекающей по территории Ленского района.

На снимке: Вычегда, фото 1909 года.

Эжва

Вплоть до 40-х годов ХХ века реки у нас на Севере были основными путями сообщения: летом передвигались по воде, зимой -- по льду. Вычегда издавна является основным водным путем в нашем крае. Старое название реки -- Эжва. На языке народа коми -- желтая река. Этому есть свое объяснение: вода в реке всегда мутная.

Вычегда -- большая равнинная река, для нее собирают воду 1137 притоков, не считая ручьев длиною до 10 километров, которых насчитывают в бассейне более 23 тысяч. Длина реки 1130 километров. Начинается Вычегда в болоте Нзюр-Нор среди южных отрогов Тиманского кряжа из слияния двух ручьев Лун-Бож и Вой-Вож.

Вычегду принято делить на Верхнюю -- от истока до впадения в нее реки Нем; Среднюю -- до реки Сысола и Нижнюю -- от Сысолы до устья.

Нет на Вычегде ни высоких обрывистых скал, ни шумящих пенистых порогов, но ее широкая двусторонняя пойма и спокойный неторопливый поток, петляющий по лесистой долине, удивительно привольны и открыты.

Русло реки в основном песчаное. Ниже Сыктывкара река, обходя Семуковскую возвышенность, изгибается навстречу своему притоку реке Выми крутой дугой. По прямой между концами дуги не более трех километров, по реке же -- тридцать километров.

По территории нашего района Вычегда течет на протяжении 120 километров (с 85-го и по 21-ый километр) вверх на юго-запад. В нее здесь впадают притоки: правые -- Ёртом, длинной 30 километров, Яренга (150 километров, по району -- 80), Кижмола (50), Ленка (60), Гыжег (30), Сойга (70), Сендуга (30); и левые: Шиес (30), Верхняя и Нижняя Лупья (40).

Характер Вычегды в нижнем течении не изменяется, она только становится значительней, больше, шире. Двухсторонняя пойма достигает в ширину 5--7, а местами 10 километров. Ширина же долины составляет 30--40 километров. Нижняя Вычегда местами изменилась неузнаваемо. В начале ХVII века она текла через Себентьевское озеро (теперь старица Вычегды), протекала возле Еренского городка (няне -- Старый городок) и далее к Ирте (ныне Иртовский полой).

Вычегда и Яренга весенними водами разрушали стены острога Еренского городка, сносили казенные строения и посадские дворы. И в 1635 году городок вынуждены были перенести к устью Кижмолы и Кишеры, к Архангельскому монастырю. Но вскоре Вычегда опять изменила свое русло -- отошла в луговую сторону на 3--5 километров.

В начале 60-х годов нашего века река текла в трех километрах от Яренска, в устье Кижмолы стояла пристань. Постепенно река начала промывать новое русло по Выемковскому полою. Несмотря на все попытки остановить этот процесс, река потекла по новому руслу и отошла от Яренска на 5--7 километров. Пристанью для Яренска стала Ирта.

Сильно подмывает Вычегда берега возле деревень Выемково, Шаровицы, Ошлапье. По неустойчивости русла и подвижности песков река стоит на втором месте после Аму-Дарьи.

Берега Нижней Вычегды преимущественно песчаные, но местами в обрывах обнажаются глины, иногда с полоской черного торфа внизу. Чем ниже по течению, тем чаще попадаются галька и камни. Вдоль судового хода на Слободчиковском и Верхне-Сойгинском перекатах тянется каменная гряда, причем на Верхне-Сойгинском перекате камни есть и в русле реки. Каменисто дно Вычегды и у пристани Тимасова Гора. Самые значительные деформации в русле и в пойме реки возникают обычно весной в половодье.

В большую воду

Замерзает река сначала в верховьях, а затем обычно в течение десяти дней идет шуга, и ледостав распространяется по всей реке. Весной река освобождается ото льда, как правило, в начале мая. Но бывают и исключения. Вологодские губернские ведомости 1849 года сообщали, что «...Вычегда вскрылась 19 апреля, подобного половодья давно не помнили».

В годы высоких половодий широкая пойма реки заливается полностью. Самыми высокими были половодья в 1914 и 1974 годах. Во время последнего уровень воды в реке поднимался над меженным на 7 метров 67 сантиметров. Но большая вода спадает на Вычегде быстро.

Навигация на Вычегде открывается обычно в первой пятидневке мая, заканчивается в 20-х числах октября.

Вычегда семужно-проходная река, в ней водятся лещ, окунь, щука, налим, язь, голавль, плотва, ерш, пескарь, нельма, меньше судак, стерлядь.

Старейший -- Еренский городок

По берегам Вычегды люди селились в древних времен. Главным занятием до Х-ХII веков были охота и рыболовство. С ХII-ХIV веков начинает преобладать скотоводство и земледелие. В границах Ленского района наиболее древними являются Еренский городок -- Яренск, упоминается в Вычегодско-Вымской летописи под 1384 годом. В жалованных грамотах московских князей за 1483, 1484 и 1490 годах перечислены деревни Березник, Ям, Ирта, Лена, погост Вожем, деревня Цылибская, Шоном, Ошлапье и другие. В писцовой книге Яренского уезда 1608 года упоминаются погосты на речке Урдома (деревня Урдома), Пустынский (Слободчиково), деревня Вандыш, погост Чакульский. В этих погостах (волостях) перечислены десятки деревень.

В ХIII-ХV веках по Вычегде проходил великий речной путь, связывающий Северную Европу с Северной Азией. Этот путь начинался от Великого Устюга, шел вверх по Вычегде, притоку Выми, далее по волокам и другим рекам через Камень (Урал) на реке Обь. Путь с Вычегды шел на Каму через Немский волок.

Загрузка дров на пароход на пристани Литвино, 1947 год

Первые пароходы

Для проводки судов в то время использовались парус и весла, а вверх по реке -- бурлацкая лямка. Иногда эти способы совмещали.

В шестидесятые годы ХIХ века по реке пошли первые пароходы, делаются первые шаги в развитии грузо-пассажирского пароходства. С весны 1898 года товарно-пассажирское сообщение Устюг -- Яренск -- Усть-Сысольск на пароходах стало регулярным. В начале ХХ века на Севере действовало Северное пароходство, суда которого совершили первый рейс по маршруту Архангельск -- Котлас -- Яренск -- Усть-Сысольск (общество «Котлас -- Архангельск -- Муром»).

Пароходы общества «Лебядь» обслуживали рейсы В. Устюг -- Сольвычегодск -- Яренск -- Усть-Сысольск, с 1911 года совершая рейсы шесть раз в неделю.

Гавань на Себентии

Яренская уездная управа, начиная с 1906 года, ряд лет возбуждала вопрос об устройстве пристани-гавани в Себентьевском озере близь города Яренска «...посредством соединения его при помощи каналов и прилегающих озер с рекой Вычегдой». В 1914 году уездная управа довела до сведения очередного земского собрания, что ею было возбуждено через Вологодского губернатора 8 января 1914 года «подобное мотивированное ходатайство перед Министерством путей сообщения о приспособлении озера Себентьевского в пристань-гавань и о соединении его каналом с Вычегдой», но ответа не получила.

Управление Внутренних водных путей и шоссейных дорог по приказанию Министра путей сообщения 29 ноября 1914 года уведомило, что МПС со своей стороны решило признать производство указанных работ желательными и произвело в 1913 году изыскания, на основании которых и был разработан соответствующий проект. Но «...ввиду обстоятельств военного времени (шла Первая мировая война) самое производство таковых работ приходится отложить до более благоприятствующего момента».

Проект так и не был осуществлен: после Первой мировой прошла война гражданская, которые привели к разрухе народное хозяйство. Возможно, что эта идея будет востребована в будущем. И тогда озеро Себентьевское потребует углубления, а если учесть, что в нем находятся значительные запасы донного ила -- сапропелита, то можно получить немало ценного удобрения, которое потребуется для восстановления заброшенных полей.

От «Гоголя» до «Зари»

В годы гражданской войны регулярных рейсов пароходов по Вычегде не было, они вновь восстановились только в 1921 году. В тридцатые годы по реке совершали постоянные пассажирские рейсы двухэтажные пароходы «Фрунзе», «Гоголь», «Добролюбов». Летом, когда вода спадала, ходили одноэтажные пароходы.

Такие теплоходы ходили по Вычегде в семидесятые годы

Во второй половине шестидесятых годов на смену пароходам пришли теплоходы, а в семидесятые -- речные теплоходы «Заря».

В девяностые годы судоходство на Вычегде резко сократилось. По реке в основном сплавляют древесину в плотах с запаней Яреньга, Гыжег, Лупья, Сойга. Теперь землечерпальные работы на Вычегде не ведутся, не устанавливаются и речные знаки для судоходства, за направленностью русловых процессов не следят. Но Вычегда, несмотря на развитие сухопутных путей, будет постоянно служить людям.

Фото из архивов автора и Яренского краеведческого музея.





На главную страницу
Hosted by uCoz