Художник Ф. И. Игин
(1816-1860)

Имя художника, ученика Венецианова, уроженца Яренского уезда Федора Игина до недавнего времени было мало кому известно. Автору в ходе долгих поисков удалось многое узнать о судьбе живописца и нелегкой судьбе его картин.

Эмилия МЕДВЕДКОВА,
канд. геогр. наук
(Иркутск)

 

Второго октября 2002 года исполнилось 186 лет со дня рождения нашего земляка, в прошлом довольно известного, а ныне почти забытого Федора Ивановича Игина.

Уроженец деревни Софроновская Яренского уезда Вологодской губернии, он в ноябре 1836 года, как и великие его предшественники Михайло Ломоносов и Федор Шубин, пришел с обозом по санному пути в Петербург, чтобы там учиться живописи. В 1848 году он, несмотря на положение государственного крестьянина, закончил Академию художеств.

Большим подарком для двадцатилетнего художника было то, что тогда в Петербурге жил и творил оригинальный художник и необыкновенный человек Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) и существовала основанная им в 1824 году художественная школа для крестьян, единственная в истории России. Венецианов содержал ее на свои средства, долгое время проводя занятия вне Петербурга в деревне Сафонково Тверской губернии. Он привлекал в школу талантливых молодых людей, в том числе крепостных крестьян, мастеровых. Сохранился документ о поездке Игина в Тверскую губернию в 1837 году.

Всего за время существования венециановской школы через нее прошло более семидесяти человек, из них некоторые стали весьма известными художниками. Игин был, очевидно, в числе наиболее успешно учившихся, так как о нем упоминают несколько авторов публикаций о школе Венецианова в числе десяти-двадцати имен.

В процессе обучения Венецианов большое значение придавал писанию интерьеров, видов с натуры, копий с произведений известных художников. В этом плане получил первые результаты и Федор Иванович Игин. Первой работой стала картина «Внутренний вид деревенской избы», подготовленной в наброске еще дома в деревне Софроновке Яренского уезда.

В 1841 году Игин был оформлен вольноопределяющимся учеником Академии по представленным рисункам и стал учеником профессора П. В. Басина. В ряде публикаций значится так: Басина и, возможно, К. П. Брюллова, а иногда оставляется более известное имя -- учеником Брюллова.

Басин много писал, особенно на религиозные темы, выполняя государственные заказы. В литературе неизменно отмечается его важная и большая роль в художественной росписи Исаакиевского собора, Казанского собора, Зимнего дворца, храма Христа Спасителя в Москве.

Особый этап в судьбе Игина связан с участием его в росписи Исаакиевского собора. Главный в России кафедральный собор строился (с перерывами) с 1818 по 1858 год. В начале 1840-х годов началась грандиозная работа по его внутреннему скульптурному и живописному убранству. Решающую роль в выборе сюжетов для живописи и в композиции картин играл Синод -- высший орган православной церкви в России.

В начале 1843 года был составлен список мастеров, приглашенных участвовать в росписях собора и создании иконостасов. Брюллов получил заказ на самый сложный и ответственный объект -- роспись плафона в главном куполе собора. Но там же были и наиболее трудные условия для работы: сырость, сквозняки, пыль от камнерезных работ. В результате Брюллов заболел, в 1848 году оставил собор, уехал лечиться в Италию и вскоре, в 1852 году, там умер. В связи с его болезнью основную часть сюжетов по его эскизам выполнил Басин.

Учитывая, что в те годы Игин был учеником Басина, можно со всей вероятностью предположить, что он тоже участвовал в росписи Исаакиевского собора. Занятость профессора Басина, его возраст и многолетняя болезнь глаз требовали близости надежного помощника. Для Игина же работа с выдающимися мастерами кисти, естественно, сказывалась на его формировании, как художника.

Известны тринадцать произведений Игина, из которых четыре наиболее значительных и теперь можно видеть в музеях страны. Каждое из них имеет свою непростую историю. За более чем столетний период картины эти находились у разных владельцев и некоторые даже стали известны под именами других авторов.

Поиск работ Игина с целью воскресить его имя в русской живописи начал вологодский краевед Н. А. Власов еще в начале семидесятых годов ХХ века, после того, как в архиве обнаружил переписку вологодского губернатора с Академией художеств по поводу принятия на учебу крестьянского сына Федора Игина.

По результатам своих изысканий в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде и знакомству с материалами Яренского краеведческого музея он опубликовал три статьи в районной газете «Маяк» в 1974 и 1976 годах. В краеведческом музее была открыта экспозиция, посвященная Ф. И. Игину. К сожалению, в 1976 году в связи с ремонтом и возникшим спором по поводу одной из картин художника экспозиция была ликвидирована.

Вторая попытка воскресить имя талантливого художника была предпринята нами в 1997-1999 годах с привлечением большого литературного материала, с учетом мнений сотрудников Государственного Русского музея, музеев Иркутска, Самары, города Острогожска Воронежской области, города Мурома Владимирской области, Яренска. Помощь оказывали коллеги-энтузиасты из Москвы, Петербурга, Вологды.

Вначале имя Игина привлекло к себе особое внимание тем, что его, по всем данным, работа «Портрет Гаврилова», была обнаружена в Иркутском художественном музее, но под авторством... И. Н. Крамского. На портрете (холст, масло, 62×51 см) изображен молодой человек, почти юноша, вдумчиво смотрящий на зрителя.

Оказалось, что по «Гаврилову» идет давний спор из-за отсутствия подписи автора на полотне. Но у Ф. И. Игина есть важное свидетельство: представление «Портрета Гаврилова» на академической выставке 1846 года и неоднократные упоминания об этом во многих справочных изданиях. У Крамского же «Портрет Гаврилова» нигде не значится.

Версия о том, что картина эта принадлежит перу Крамского, появилась лишь в 1948 году по заключению Московской закупочной комиссии, от которой был получен «Портрет» Иркутским художественным музеем без каких-либо данных о картине. Так это отражено и в монографии С. Н. Гольдштейн «Крамской» в 1965 году, которой и стали руководствоваться искусствоведы. Действительно, музей получил «Портрет Гаврилова», как работу И. Н. Крамского. Но в 1987 году он, как неподписной, не был представлен на юбилейной выставке Крамского в Москве.

Федор Иванович Игин -- художник более раннего периода, чем Крамской (1837-1887). Выявление в «Портрете Гаврилова» особенностей творческого письма Крамского можно считать доказательством несомненного таланта Игина. Дискуссия на тему «Крамской? Нет, Игин!», прошедшая на страницах иркутских областных газет, высветила многие стороны этого спора, но к однозначному ответу не привела. Стороны так и остались при своих мнениях.

В последнее время удалось уточнить, кто такие Гавриловы и какие отношения были у них с Игиным. В машинописном тексте, оставленном Н. А. Власовым Яренскому краеведческому музею, называется Гаврилов Алексей Павлович, который в ноябре 1836 года по приказанию Яренского уездного казначейства сопровождал обоз, идущий в Петербург. Через десять лет, в 1846 году, Ф. И. Игин написал портрет, отмеченный в Указателе академической выставки, как «Г. Гаврилов». Очевидно, это сын А. П. Гаврилова.

Возвращаясь к «Портрету Гаврилова», следует отметить, что особого внимания заслуживают публикации известного историка искусства и библиографа ХIХ века Н. П. Собко, почти в одно время писавшего и о Крамском, и об Игине. В 1887 году он издал «Подробный каталог картин, рисунков и гравюр покойного И. Н. Крамского», составленный им при жизни художника и при его участии. В нем приведены 498 работ, но там нет «Портрета Гаврилова». А в 1895 году в «Словаре русских художников» тот же Собко пишет о представлении «Портрета Гаврилова» Ф. И. Игина на академической выставке 1846 года.

Более определенна судьба другой картины Ф. И. Игина -- «Женский портрет». Он подписан, на обороте холста значится: «Пiсалъ Федор Игинъ. 1854». В 1930-м году портрет находился в городе Куйбышеве, в 1937 году он был передан из краеведческого музея в Куйбышевский городской художественный музей. В 1954 году его приобрел Русский музей в Ленинграде, причем, в обмен на две картины -- «Портрет жены» К. Брюллова и «На волжских просторах» И. Е. Репина.

Свидетельство об этом есть в книге «Сообщения Государственного Русского музея» (М., 1956, т.IV) в статье «Новые поступления в отдел живописи»: «До последнего времени в Русском музее не было ни одной картины ученика Венецианова Ф. И. Игина, художника, творчество которого мало известно. В 1954 году из Куйбышевского художественного музея в Русский музей была передана картина Ф. И. Игина «Цыганка» (холст, масло, 59×47,5), которая по каталогу Куйбышевского музея числится как «Женский портрет». Еще одно название -- «Портрет молодой женщины с белым цветком в волосах».

Как выявили Н. А. Власов и З. Ф. Игин, на портрете изображена Мария Павловна Гаврилова, сестра Гаврилова. Этот вывод, как предположение, зафиксирован в книге известного искусствоведа из Москвы Т. В. Алексеевой «Художники школы Венецианова» (М., «Искусство», 1982, с. 361).

Игин знал М. П. Гаврилову еще подростком в 1838 году, а написал портрет в 1854 году. На портрете изображена женщина в рассвете своей молодости.

Необыкновенна и примечательна судьба портрета старика, читающего книгу. Во-первых, портрету этому принадлежит важная роль в официальном признании художника, а во-вторых, он более известен, как работа другого художника -- И. С. Куликова.

Ф. И. Игин давно хотел написать портрет своего деда Луки Алексеевича (имя установлено по данным исповедальной книги Яренской городской Покровской церкви, родился в 1752 году) и к 1847 году написал его, назвав «Старовер». Профессор П. В. Басин, учеником которого был Игин в Академии художеств и высоко ценивший его работу, дал более точное название -- «Погрудное изображение старика, читающего книгу».

За этот портрет Игин получил в 1847 году малую серебряную медаль и звание неклассного (свободного) художника в живописи исторической и портретной. В 1848 году он был, наконец, уволен из крестьянского общества и получил аттестат Академии. Местонахождение портрета «Старик, читающий книгу» неизвестно, но его изображение можно увидеть на открытке. В своей рукописи Н. А. Власов, державший открытку в руках, отметил, что на обороте было написано: «Копия с картины Ф. И. Игина. 1847. И. Куликов». Даже такая краткая запись позволила нам провести поиск, давший очень ценный результат.

Иван Семенович Куликов (1875-1941) -- известный художник, ученик И. Е. Репина, он участвовал в написании знаменитой картины Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». Обращение Куликова к работе Игина может свидетельствовать о признании ее высокой художественной ценности.

Возможно, для подготовки к печати открытки оригинал был недостаточно ясен, и Куликов заново написал картину. Он назвал ее -- «Портрет старообрядца (Старик за чтением)» (холст, масло, 88×71). Сверху была сделана надпись: «И. Куликов, 1911». Картина эта находится в Муромском историко-художественном музее.

Последней работой Игина был «Портрет К. Н. Батюшкова», 1856 года. Власов о нем лишь кратко упоминает, не видя его и не зная, где он находится. Наш поиск дал исчерпывающий результат.

Константин Николаевич Батюшков -- старший современник Пушкина, оказавший большое влияние на его раннюю лирику. Он родился в Вологде и умер там же после многолетней болезни. Почти сразу же после его смерти Петербургская академия наук заказала Игину его портрет с рисунка, сделанного О. А. Кипренским в 1815 году. При размере рисунка 22×28 сантиметра портрет, написанный Игиным маслом на холсте, имеет размер 79×64 см.

Обращение Академии к Игину, очевидно, связано с тем, что к середине ХIХ века он был довольно известным мастером портрета.

Как же найти портрет Батюшкова?

В литературе об Игине есть ссылка на книгу «Пушкинский дом...» Л., 1924. В этом доме по адресу Набережная Макарова, 4 находится Институт русской литературы (ИРЛИ) РАН. С этого дома по нашей просьбе начал поиск самой картины доцент Петербургского университета Г. А. Исаченко.

Он отыскал ее в известном доме Пушкина (на последней его квартире) на набережной Мойки, 12. Написанный по заказу Петербургской Академии наук в 1856 году «Портрет К. Н. Батюшкова» находился там до 1923 года, затем перешел в собрание ИРЛИ АН СССР, а с 1953 года -- в фонды Всероссийского музея Пушкина.

Здесь в ноябре 1999 года главная хранительница показала этот портрет. На обороте холста есть надпись тушью «Писалъ художникъ (Федор Игинъ) с рисунка Кипренского, рисованного в 1815 году».

Как довольно удачное изображение поэта Батюшкова, основной фрагмент картины Игина приведен в статьях о нем в ряде энциклопедических изданий.

Небольшую статью «Художник Федор Иванович Игин» с ксерокопией портрета Батюшкова я предоставила в Музей-квартиру поэта в Вологде. Важно отметить, что в Вологде не знали о портрете поэта кисти Игина, хотя там имеются шесть других его изображений 1810 -- 1867 годов и бюст поэта.

В обзорной литературе дата кончины художника выводилась так -- «после 1856 года». В материалах Яренского краеведческого музея она названа более точно -- 1860 год.

Нелегкая жизнь талантливого художника Федора Ивановича Игина, рано закончившаяся в сорок четыре года, и непростая судьба его произведений взывают к тому, чтобы его имя не было забыто.





На главную страницу
Hosted by uCoz