Рассказывает гранит

Автор на основе архивных документов исследует загадочную надпись на намогильном камне.

В. ПОЛИТОВ,
младший научный сотрудник
отдела истории Института языка, литературы и истории
Коми филиала АН СССР.

 

Во дворе Яренского краеведческого музея под деревянным навесом лежит намогильный камень. Вязью, декоративным письмом на нем выбита надпись. Загадочная, мало кому знакомая графика надписи, к тому же еще пострадавшей от времени, вызывала естественный интерес. Строились различные предположения...

Надпись почти невозможно прочесть, но все же последние слова «...его сентября в 7 день» даже неискушенный в палеографии прочтет. Характер графики позволил сделать датировку надписи серединой XVII века.

Камень извлечен из земли на территории леспромхоза по соседству с Покровской церковью (здесь прежде размещались цехи промкомбината). В давние времена на этом месте, недалеко от бывшего Еренского городка, находился монастырь. У старожилов Яренска это место не без основания и поныне называется «монастырек».

В писцовой книге Яренского уезда 1608 года, еще до перенесения в связи с подмывом города Вычегдой на его современное место, указывалось: «за рекою за Кижмою (Кижмолой -- В. П.) монастырь Архангельский, а на монастыре церковь Архангел Михаила деревяна, да церковь Стефана Великапермского чудотворца». С бывшего «монастырька» и привезен камень. В 1795 году на месте деревянных церквей и келий упраздненного монастыря была выстроена яренскими купцами двухэтажная каменная церковь в честь Покрова божей матери.

Ключ к разгадке надписи на камне был найден в архиве. Читая описание «градской Покровской церкви», автор этих строк обратил внимание на небольшое примечание: против алтаря деревянной Архангельской церкви к востоку есть намогильный камень, на котором высечена следующая надпись: «7171 (1663 г.) июля в 8 день преставился раб божий Иоан Тимофеев сын Еболтин, а в иноцех схимонах Исаия, а память его сентябрь в 7 день».

Оболтинская новина, Оболтинская мельница, деревня Оболтинская - такие названия окрестностей Яренска долго сохранялись, а может быть, их помнят и теперь.

Кто же такие Оболтины? Ответ дают писцовые и переписные книги (Писцовые и переписные книги в XVII веке составлялись с целью учета тяглого, платежеспособного населения. В XVIII веке их сменили ревизии населения).

В писцовой книге Яренского уезда 1608 года впервые упоминается среди посадского населения Еренского городка Карпик Оболтин, ходивший среди «середних» крестьян. Переписная книга 1646 года фиксирует на посаде перенесенного Яренска дворы сыновей и внуков Карпа Оболтина: «двор Тимошки Карпова Оболтина с детьми Ивашком 13 лет и Федькою 8 лет, его же сын Ивашко сшол в Сибирь во 148 году холост; двор Семейка Карпов сын Оболтин; двор Петрушка Карпов Оболтин с сыном Мишкою да с внуком Якунькою Петровым...»

В 1646 году на Яренском посаде имел лавку и Семен Карпов Оболтин, один из упоминаемых сыновей Карпика. Сыновья Карпика в это время уже были торговыми людьми, предпринимательская деятельность которых далеко выходила за пределы Яренска.

Наиболее крупные торговые операции Оболтиных были связаны с Сибирью. В таможенных книгах сибирских городов сохранились многочисленные записи о солидных торговых сделках, о вывозе ими больших партий мехов («мягкой рухляди»), о привозе туда товаров. В 1637-38 годах Петр Карпович вывез с далеких сибирских рек Лены и Олекмы «мягкой рухляди» на 300 рублей. В 1639-40 годах Семен Карпович вывез из города Березова подобного же товару на 297 рублей, а на следующий год из того же Березова он привез 8600 шкурок беличьих и 200 выимков соболиных. В свою очередь Оболтины везли в сибирские города товары широкого потребления.

В 1636 году братья повезли через Березов в Сибирь большую партию товаров: Петр -- на сумму 145 рублей 21 алтын, 3 деньги, Семен -- на сумму 523 рубля 16 алтын. Перечень их наименований составляет длинный список: сукна различных видов, зипуны, кафтаны, рукавицы, кожи, сапоги, железные серпы, замки, посуда, гребни и т. д.

Торговые люди Оболтины очевидно выделялись на посаде и имели среди посадского населения авторитет. Не случайно «рукоприкладство» (подпись) Петра Карповича Оболтина стоит среди других подписей посадских людей, заверяющих правильность «дозора» Яренского уезда в 1646 году стольником Петром Граевским и подьячим Феофаном Протопоповым.

Внук Карпа Оболтина (Карпика) Иван Тимофеев, тоже избрал основным своим занятием торговую деятельность. Вага, Двина, Сольвычегодск, Устюг Великий, Москва -- таков далеко не полный перечень названий мест, где он побывал.

Зимой на лошадях, летом на обласах или дощаниках, один и с другими предприимчивыми торговыми людьми-яренчанами Иван Тимофеев объездил почти весь север. В 1660-1661 году Яренский воевода Хлыстов посылает его в Москву в Приказ со своим поручением: «И я с тою скаску послал к тебе под сею отпискою Еренского городка с торговым человеком с Иваном Оболтиным». А в 1663 году Иван Тимофеев умирает, приняв, очевидно, перед смертью, монашеский сан.

Оболтины далеко не первые и не единственные торговые люди из Яренска. Еще крупнее представляются торги Осколковых, Шаньгиных и других. Изучению торговой деятельности их советский историк С. В. Бахрушин посвятил специальную большую статью под названием «Торговые крестьяне в ХVII веке».

«По своему богатству крестьяне Осколковы, -- пишет Бахрушин, -- занимали очень видное место среди именного купечества ХVII века, наравне с Босыми, Ревякиными и Федотовыми, и пользовались значительным влиянием в Москве: они способствовали, например, устранению от должности якутского воеводы Францбекова и назначению следствия над деятельностью Хабарова в Даурах».

Торговое значение Осколковы, как и Оболтины, сохраняли в течение всего XVII и даже XVIII века.





На главную страницу
Hosted by uCoz