К истории строительства храмов в Ильинском Косланском приходе Яренского уезда в XVI-XX вв.

Н. П. Воскобойникова

[материалы IV конференции
«Материальная и духовная культура населения
Европейского Севера России в XIX -- XX вв.»

Яренск, 18-19.09.2003]

 

В статье мы сделали попытку проследить историю строительства церквей в Косланском погосте на р. Мезени.

В первой половине XVI в. эта территория относилась к Перми Вычегодской, которая делилась на отдельные земли -- волости. Одной из таких земель была и Глотова слободка в верховьях р. Мезени, в составе которой была Косланская волость. В конце XVI в., с основанием Еренского городка (Яренска) волость вошла в состав Яренского уезда.

Первые дошедшие до нас сведения о строительстве храма в Косланской волости приведены в благословенной грамоте пермского и вологодского епископа Кипреяна от 20 сентября 1554 г., опубликованной в газете «Вологодские епархиальные ведомости» за 1850 г.

Перед текстом грамоты кратко сказано о пастырской деятельности и самого Кипреяна, занимавшего Усть-Вымскую кафедру в 1547 по 1558 г. В числе его заслуг отмечается, что «он старался о размножении храмов Божиих даже в отдаленных ея пределах».

В данной статье мы приводим текст этой интересной и очень редкой по времени грамоты, которая является подтверждением вышеприведенной фразы о строительстве церквей.

«Божиею милостию, се яз смиренный Велико-Пермский и Вологодский владыка Кипреян пожаловал есми великого князя крестьян Федка Никитина Щукина и всех крестьян место Глотовские слободки в волости Кослане, что мне челом бил и сказывает, что поставили церковь нову и на нове месте святаго пророка Илии в нашей епископии в волости Кослане в Глотове слободке на Мезени, и прихода де к той церкви их волости 13 дворов; и кого собе попа к той церкви приговорят пети, и яз его пожаловал и дал им льготы на год: не надобе ему соборные куницы, ни Петровские, ни к старосте поповскому с тяглыми попы не тянути ни во что; каково дело кому будет до нево и коево сужу яз, епископ Кипреян или мой Устьвымский прикащик; и как та льгота отъидет год и дает тот поп в мою казну оброком з году на год на Рождество Христово 5 алтын; а прикащику нашему тот поп на тот срок на Рождество Христово семь денег, а закащику моему дает тот поп год заезда три деньги, а платит ему дань и пошлины тот поп прикащику нашему Устъвымскому, хто будет на Усть Выми наш прикащик.

Писана грамота на Вологде. Лета 1554 сентября в 20 день. Подпись дьяка: по господстову слову владыки Кипреяна Великопермского и Вологодского подписал: владычин дияк Дмитрей Костянтинов.

Печать Владычная: Божиею с милостию смиренный епископ Кипреян Пермский и Вологодский» [1].

В сотной грамоте Глотовой слободке с книг письма и меры Ивана Григорьевича Огарева и подьячего Филиппа Юрьева Вымских и Вычегодских земель 1585/86 г. при описании храма Косланокого погоста сказано: «а на погосте: церковь Ильи пророка без пенья, древена клецки, а в церкве образы и книги, и свечи, и сосуды церковные и ризы, и стихарь, и поручи, и паникадила, а на колокольнице колокола, все церковное строение мирское. Церковь ставили приходом» [2].

В дозорной книге Яренского уезда 1608 г. в Косланском погосте упоминаются две деревянные клецкие церкви [3].

При описании этих же церквей в переписной книге Яренского уезда за 1646 г. отмечается, что: «Погост Косланской на реке Мезени, а на погосте церковь древена клетцки во имя святаго Пророка Ильи, да церковь древена клетцки ж во имя Афанасия и Кирилла, а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные и колокола и все церковное строение мирское» [4].

В переписной книге уезда 1678 г. упоминается Косланский погост на реке Мезени у церкви Ильи Пророка [5].

В 7189 (1680/81) г. население Косланского погоста получило храмозданную грамоту на строительство Афанасьевской церкви взамен обветшавшей [6]. В апреле 203 г. Афанасьевский теплый храм сгорел [7].

О пожаре храма мы узнаем из челобитной церковного старосты ц. Ильи Пророка. Текст челобитной мы приводим ниже:

«Государю преосвященному Александру архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому бьют челом твоей архиерейской паствы Яренского уезда Косланского погоста с Мезени реки церкви святого Пророка Илии церковный старостишко Александрко Степанов сын Ванеевых вместо всех приходских крестьянишек об том, что у нас в прошлом 203-м году в апреле в 16 числе после завтрени и часов служения в день учинилось: теплой храм и во имя иже во святых отец наших Афанасия и великаго Кирилла Александрейских чюдотворцев Божии лик образы и книги служебные, сосуды и все церковная утварь поднялась огнем.

Милостивый государь, преосвященный Александр архиепискуп Великоустюженский и Тотемский, смилуйся, пожалуй, всех нас хрестьянишек и блогослови нам сиротам маломожным людишкам вновь храмовой лес ронить и воздвигнути новую церковь на прежнем храмовом месте теплой же храм во имя Афанасия и великого Кирилла Александрейских чюдотвоцев и о том дать нам свою святительскую грамоту. Великий святитель, смилуйся, пожалуй.

Ниже припись: марта в 3 день послана грамота с прежних отпусков. На обороте помета: 204-го марта в ... преосвященный архиепископ слушав сей челобитной благословил церковь строить, лес ронить, олтарь круглой; верх не шатровой, изрядно построя о священии и антиминсе бить челом архиерею дьяку.

Рукоприкладство: К сей челобитной Косланского погоста Ильинской поп Максим Миронов вместо церковного старосты Александра Стефанова и мирских людей по их велению руку приложил».

Через три года, в декабре 207 г., церковь была построена и новохрамовый староста Ильинской и Афанасьевской церквей Клим Стефанов сын Остафьевых просит архиепископа освятить церковь:

«Государю преосвященному Александру архиепискупу Великоустюжскому и Тотемскому бьет челом сирота твой Еренского уезду отхожие волости с Мезени реки Косланскаго погоста новохрамовой Ильинской и Афанасьевской церковной староста Климка Стефанов сын Остафовых и во всех крестъянишек вместо. В прошлом государь, во 204-м году по твоему преосвященного архиепископа благословения и указу и по грамоте построена вновь церковь во имя великих святителей Афанасия и Кирилла Александрейских чудотворцев Косланского погосту и совершена и ко освящению готова.

Милостивый государь преосвященный Александр архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту своего, вели государь на освящение той новой вышеписанной церкви дать святыи антиминс и миро и масло обоего свята и освятить тое церковь. Государь архиерей Божий, смилуйся, пожалуй.

Ниже припись: 207-го декабря в 23 день против сего челобитья и пометы послана память.

На обороте рукоприкладство: К сей челобитной Косланского погоста Ильинской поп Максим Миронов по велению церковного старосты Климонта Стефановых и прихоцких крестьян и руку приложил» [8].

По сведениям 1772 г., церковь Афанасия и Кирилла была об одном престоле, деревянная, одноэтажная с деревянной крышей, обложена осиновым лемехом и имела деревянный простой крест. На деревянной колокольне было 5 колоколов.

Ильинская церковь тоже была однопредельная, одноэтажная деревянная, одноглавая и «к освящению не изготовлена» [9]. По-видимому, ее построили в 1774 г., а освятили в 1776 г.

Подробное описание старой Афанасьевской церкви приведено в ведомости от 9 апреля 1830 г.: «Церковь Афанасия Косланская деревянная, построенная в 1697 году, начала приходить в ветхость, приметно преклонилась к северной стороне самим корпусом, а внутри святые образы быв написаны красками художниками самой древней низкой руки очень почернели, полы, подволоки, крыльцо, лестница, крыша и ограда во всем объветшали и ослабели» [10].

К 30-м годам XIX в. Афанасьевская церковь была уже «довольно ветха», и указом от 10 сентября 1831 г. из-за ветхости в ней запрещено было совершать богослужение [11].

По-видимому, в связи с этими обстоятельствами было принято в 1832 г. решение выстроить новую каменную церковь, в которой бы холодная с теплою церковью и с колокольней были в одной связи. В том же году населению прихода была выдана храмозданная грамота и план храма. Начать же ее строительство в этом году не смогли «из-за неурожая хлеба» [12].

В ведомости 1865 г. отмечено, что Афанасьевская церковь еще строилась, и в ней были освящены только два предела. Ильинская же деревянная церковь была еще «крепка» [13].

По отчетам благочинных за 1870, 1880, 1887 и 1901 годы в Косланском приходе стояли две церкви, из них одна деревянная, а другая каменная. Деревянная церковь, построенная и освященная в 1776 г. с разрешения епархиального начальства была возобновлена в 1888 г. [14].

Каменная Афанасьевская церковь была одноэтажная, трехпредельная, построенная в 1856 г., два придела были в теплом храме -- с правой стороны Афанасия и Кирилла патриархов Александрейских, освященный в 1858 г., а слева от него придел Фрола и Лавра, освященный в 1859 году. В холодном храме придел Вознесения Господня был освящен в 1869 г. Колокольня была каменная в одной связи с церковью [15].

На протяжении XVI -- XX в. в Яренском уезде возникают новые погосты. Сведения о постройке первой церкви в деревне Пыссе приводятся в переписной книге Яренского уезда за 1707 год: «Погост, что была деревня Пысса на реке Мезени в устье речки Пыссы, что та деревня написана была по переписным книгам 186 г. того погосту Важгорту, а после переписных книг построена церковь Рождества Христова деревянная теплая» [16].

О причинах ее постройки сказано в челобитной старосты Пысской деревни, которая приводится ниже [17]:

«Государю преосвященному Александру архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьет челом сирота твой твоей архиепископской паствы Еренского городка уезду Косланскаго погоста Ильинского приходу Пысской деревни староста Политко Трифанов и во всех пыйских и латюских хрестиан в том, что мы хрестияне, Ильинском приходе приходили к церкве Божии на поклон и к священику на дух и покаяние исповедатися, и мы, хрестьяне, живем у моря студеное на речке Мезени и от той церкви нам, хрестиянам, дальное растояние за сто верст и больше живем, и от той церкви Ильинской до нас, хрестьянишек, волоки большие, в зиме без дороги живем, боли помирают без отца духовнаго и младенцы без крещения потому, что для дальнего растоянии.

Милостивый государь, преосвященный Александр архиепискуп Великоустюжский и Тотемский, пожалуй нас сирот своих, вели государь святитель свою святительскую благословенную грамоту дати бревна ронити и храм воздвигнути в Пысской деревне во имя Рождества Христова для дальное растояние. Святитель, смилуйся, пожалуй.

198-го марта в 29 день против сего челобитья и пометы дана грамота Яренскому уезду Косланской волости старосте Иполиту Трифанову, велено лес ронить и церковь строить.

На обороте помета: 198-го марта в 28 день преосвященнй архиепископ сего челобития слушав, указал лес ронить и церковь строить и о том дати грамота.

К сей челобитной Косланского погосту Ильинской поп Максим Миронов вместо Пыского старосты Полита Трифонова и мирских людей по их велению и руку приложил».

В описании 1772 г. сказано, что Пыская Рождественская церковь в Удорской волости была деревянная об одном престоле и имела колокольню на столбах с двумя колоколами [18].

Эта церковь простояла около 90 лет и сгорела в 1780 г., а к 1781 году относится дело о постройке новой теплой деревянной церкви в Рождественском приходе Пысской волости [19]. Церковь эта уже в 1784 г. была действующая [20].

В нашем распоряжении имеются данные о строительстве еще одной церкви в Косланском Ильинском приходе. В 1849 г. по распоряжению епархиального начальства было предложено построить новую церковь в деревне Селибской [21]. В 1862 г. она была построена [22]. В 1863 г. решено было при вновь построенной церкви учредить кладбище [23]. Описание церкви приводится в ведомости за 1870 г. В ней сказано, что в деревне Селибе построена в 1865 г. теплая и холодная одноэтажная церковь деревянная в одной связи с колокольней. В ней было два престола -- в теплой Иоанна Предтечи, освященном в 1867 г., а в холодной -- Богоявления Господня, построенном и освященном в 1868 г. [24].

В 1906 г. Селибская Богоявленская церковь была обнесена новой деревянной оградой [25].

К 1910 г. относится ходатайство крестьян деревни Чернутьевской Селибского Богоявленского прихода Яренского уезда о преобразовании находящейся в их деревне часовни в церковь и образовании впоследствии у них самостоятельного прихода [26].




1. Вологодские губернские ведомости. 1850. I № 52. С. 588.

2. РНБ. Ф. 532. Д. 202. Л. 2 об.

3. Смутное время Московского государства 1604-1613. Материалы, изданные Императорским Обществом истории и древностей Российских при Московском университете. Вып. 2. М. 1914. С. 176.

4. Документы по истории народа Коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в. Сыктывкар. 1985. С. 141-142.

5. Там же. С. 323.

6. Историческое описание Великоустюжского и Яренского уездов. ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 50.

7. РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 49. Л. 6.

8. Там же. Д. 82. Л. 8.

9. Филиал ГАВО в Великом Устюге. Ф. 363. Д. 1912. Л. 205.

10. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 9048. Л. 5.

11. Там же. Оп. 4. Д. 884. Л. 146.

12. Там же. Оп. 1. Д. 956. Л. 395; ГААО. Ф. 663. Оп. 2. Д. 16. Л. 1.

13. Там же. Д. 13900. Л. 174.

14. Там же. Д. 493. Л. 264; Д. 957. Л. 395.

15. Там же. Д. 11437. Л. 5.

16. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Кн. 476. Л. 473.

17. Там же. Ф. 1206. Оп. 1. Д. 990. Л. 1-2.

18. Филиал ГАВО. Ф. 363. Д. 1912. Л. 205.

19. Там же. Д. 4634. Л. 1.

20. Там же. Д. 5798. Л. 22.

21. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 10506. Л. 52.

22. Там же. Д. 13900. Л. 174.

23. Там же. Д. 13612. Л. 1.

24. Там же. Д. 493. Л. 251.

25. Филиал ГАВО. Ф. 364. Д. 7676. Л. 1.

26. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 18896. Л. 1805.





К содержанию сборника



На главную страницу сайта
Hosted by uCoz